Поиcк по сайту by Google


Rambler's Top100
Образование Крыму » Психология » Положение человека в Космосе1 - М. Шелер

Положение человека в Космосе1 - М. Шелер

Скачать
Название: Положение человека в Космосе1
Автор: М. Шелер
Категория: Психология
Тип: Книга
Дата: 16.07.2009 11:18:57
Скачано: 282
Оценка:
Описание: Если спросить образованного европейца, о чем он дума¬ет при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой кру¬га идей2. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг пред¬ставлений, в котором самосознание человека впервые в ми¬ре возвысилось до понятия о его особом положении, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, фронесис*, mens, ra¬tio** и т.д. (логос означает здесь и речь, и способ¬ность к постижению «чтойности» всех вещей). С этим воз¬зрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений — это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естество¬знания и генетической психологии, согласно которому че¬ловек есть достаточно поздний итог развития Земли, суще-ство, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встре¬чаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не инте¬ресуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком и все возра¬стающие в своем числе, скорее скрывают сущность челове¬ка, чем раскрывают ее. И если принять во внимание, что названные три традиционных круга идей ныне повсюду по¬дорваны, в особенности совершенно подорвано дарвинист-ское решение проблемы происхождения человека, то мож-но сказать, что еще никогда в истории человек не стано¬вился настолько проблематичным для себя, как в настоя¬щее время. Поэтому я взялся за то, чтобы на самой широкой ос¬нове дать новый опыт философской антропологии. Ниже излагаются лишь некоторые моменты, касающиеся сущно¬сти человека в сравнении с животным и растением и осо¬бого метафизического положения человека, и сообщается небольшая часть результатов, к которым я пришел. Уже слово и понятие «человек» содержит коварную двусмысленность, без понимания которой даже нельзя по¬дойти к вопросу об особом положении человека. Слово это должно, во-первых, указывать на особые морфологиче¬ские признаки, которыми человек обладает как подгруппа рода позвоночных и млекопитающих. Само собой разу¬меется, что, как бы ни выглядел результат такого образо¬вания понятия, живое существо, названное человеком, не только остается подчиненным понятию животного, но и со¬ставляет сравнительную малую область животного царст¬ва. Такое положение вещей сохраняется и тогда, когда, вместе с Линнеем, человека называют «вершиной ряда по¬звоночных млекопитающих» — что, впрочем, весьма спорно и с точки зрения реальности, и с точки зрения понятия,— ибо ведь и эта вершина, как всякая вершина какой-то ве¬щи, относится еще к самой вещи, вершиной которой она является. Но совершенно независимо от такого понятия, фиксирующего в качестве единства человека прямохожде-ние, преобразование позвоночника, уравновешение черепа, мощное развитие человеческого мозга и преобразование органов как следствие прямохождения (например, кисть с противопоставленным
Файл: 88.5 КБ
Скачать